Виновник ДТП не установлен

Почему не выявляют автомобили без ОСАГО, используя автоматические камерыфото- и видео фиксации? По информации Российского союза автостраховщиков техническая сторона вопроса давно урегулирована ГИБДД и страховыми компаниями. Но он постоянно переносится на неопределенный срок. Даже не провели эксперимент по выявлению подобных нарушителей.

Теряют право на защиту

Тем временем по дорогам беззапретно курсируют незастрахованные транспортные средства, от которых страдают остальные участники движения, попавшие в аварию по их вине.

Возьмем классическую ситуацию, когда столкнулись два автомобиля. При этом пассажиры не пострадали, не нанесен вред третьим лицам. То есть можно оформить ДТП по европротоколу без вызова сотрудников ГИБДД

Оба водителя имеют полисы ОСАГО. Однако, после оформления, при обращении пострадавшего к страховщику за компенсацией ущерба, выясняется досадный факт – виновник инцидента имеет фальшивый полис. Любопытно, что даже инспекторы ГИБДД, прибывшие на место происшествия, часто советуют оформить европротокол, не проверяя страховые договоры.

По статистике из 2-х млн. автомобилей, проезжающих под камерами фиксации в Москве, 15% автомобилей не застрахованы по ОСАГО. В итоге пострадавшие теряют страховую защиту. Виновником аварии вполне может стать иногородний или житель ближнего зарубежья.

Если выясняется, что у таких водителей поддельный полис, то передача дела в суд не представляется возможной. При этом нужно устанавливать их место проживания, которое может оказаться  не действительным. А с иностранцами еще сложнее. К тому же Госавтоинспекция аварию не оформляла, и сведений о виновнике у пострадавших нет.

Определить виновных невозможно

Как утверждают специалисты, по российским дорогам перемещаются 3-4 млн. автомобилей с липовыми ОСАГО. А машины без страховки посчитать практически нельзя.

Однако можно выполнить простое действие. Если в РФ зарегистрированы примерно 60 млн. транспортных средств, из которых застрахованы почти 40 млн., то 20 млн. автовладельцев страховки не имеют вообще. Допустим, многие из них не пользуются автомобилем, но точное количество таких машин пока неизвестно.

Как заставить водителей страховать свою ответственность? В этом вопросе помогли бы фото камеры.

Когда готовился эксперимент, были собраны сведения обо всех застрахованных автомобилях РФ – их насчитали 38,6 млн. Госавтоинспекция не нашла лишь 732 тыс. ТС. Из  их числа только 246 тыс. – легковые и грузовые машины, мотоциклы, автобусы. Остальные относятся к спецтехнике и тракторам. Весь транспорт идентифицируется посредством камер, не выявленный – это статистическая погрешность.

К слову сказать, люди сами усложняют идентификацию. К примеру, человек купил автомобиль, застраховал, зарегистрировал и получил гос. номер, а сообщить его страховщику забыл. Фактически машина застрахована, но со старыми номерами, а новые в базе данных не числятся. ОСАГО у такой машины нет.

Приведем еще один пример. В феврале этого года, когда фиксировали уникальные проезды под камерами столицы 2,16 млн. автомобилей (по одному на каждое ТС), установили 15% незастрахованных из них. Вернее, данные об их договорах ОСАГО не подтвердились.

В МО зарегистрировано 1,34 млн. уникальных проездов и обнаружено более 10% транспортных средств без страховки.

Что мешает запустить проект?

Если правительство решило освободить ГИБДД от оформления небольших аварий введением Европротокола, прежде всего, нужно обеспечить стопроцентный охват водителей автострахованием ОСАГО. Но, очевидно, что до этого нам далеко.

Что же мешает стартовать проекту по выявлению нарушителей закона посредством камер? Ответ банально прост. Структуры, контролирующие БДД, не могут договориться о виде наказания автовладельца без страховки. Они рассматривают две позиции.

  • Одна сторона требует штрафовать водителя за каждый проезд под камерой. С учетом суммы штрафа (800 руб.) и числа камер в столице за день машина соберет десятки тысяч санкций. А если человек забыл об истечении срока договора? И будет ошарашен спустя 5-7 дней, получив груду квитанций?
  • Второй подход гуманнее и предлагает штрафовать водителя раз в сутки. При этом технические задачи усложняются. Как видим, начало автоматического контроля на дорогах ждет только административного решения. Кто должен его принять – пока неизвестно.

Как бы то ни было, в Госавтоинспекции убеждены, что вначале запуска эксперимента штрафов не будет. Водитель получит предупреждение, что срок его ОСАГО давно истек.