Что ожидает рынок ОСАГО?

По данным опроса страховщиков, проведенного международной корпорацией KPMG, 70% из них считают, что рынок ОСАГО покинут 3-5 компаний из рейтинга топ-20. Другие 30% говорят, что эта цифра не превышает 2. В опросе приняли участие довольно крупные страховщики с общей долей рынка в этом сегменте 60% и более.

Как утверждает руководитель практики по взаимодействию со страховыми компаниями РФ и СНГ Юлия Тёмкина, несмотря на ожидаемый рост прибыльности ОСАГО в результате либерализации, часть игроков по-прежнему несут убытки в данном виде страхования. Особенно компании-монолайнеры, финансовый портфель которых в основном построен на ОСАГО. В ходе тенденции к консолидации рынка M&A-активность данного сегмента может вызвать естественный уход его участников.

По мнению экспертов РСА, пока идет реформа индивидуализации тарифов, некоторые участки рынка испытывают нестабильность: часть компаний несут серьезные убытки и в связи с этим вынуждены покидать неприбыльный сегмент. Количественная оценка страховщиков, которые возможно выйдут с рынка, связана со сроками введения индивидуальных тарифов на ОСАГО.

Зачастую уход игрока из данного сегмента вовсе не означает, что он покинул рынок навсегда. Возможны варианты – реорганизация, объединение, продажа портфеля. Это естественное явление для страховых компаний. Не забывайте, что ОСАГО – один из сложных видов страхования, который трудно прогнозировать. Поскольку этот обязательный продукт имеет низкую маржу, большая концентрация автогражданки у страховщика нуждается в строгом контроле содержания портфеля, поясняет Татьяна Кудрявцева – начальник управления по страхованию ОСАГО САО ВСК.

Главная причина ухода игроков с рынка ОСАГО – в неуправляемой рентабельности, когда уход 1-2 компаний вполне реалистичен. Дальнейшая реформа данного сегмента может серьезно изменить страховое покрытие, что еще больше осложнит рентабельность, считает Денис Макаров – директор одного из департаментов АО «АльфаСтрахование».

По данным Центробанка РФ сегодня страховые полисы ОСАГО могут продавать лишь 50 страховщиков. Поэтому на двадцатку лидеров приходится от 90% общих сборов рынка.