Обоюдная вина в аварии: кто получит выплату ОСАГО?

Как показывает практика, в авариях, где виноваты   несколько водителей, возмещение ОСАГО получить непросто. В большинстве случаев страховщики рекомендуют автовладельцам обратиться в суд, чтобы официально установить виновность каждого из них. Рассмотрим, насколько правомерны эти действия.

Бывает, что в столкновении двух машин виновны оба участника движения. При оформлении ДТП фиксируются нарушения пунктов ПДД каждым водителем, и на обоих составляется отдельный протокол или выписывается «Определение».

На первый взгляд, вина их очевидна. Но с другой стороны, оба участника аварии понесли убытки и стали потерпевшими. И в данной ситуации каждый из них может претендовать на возмещение ущерба или хотя бы части этой суммы.

Однако страховщики все видят по-другому. Очень часто виновник-потерпевший вызывает вопросы эксперта по урегулированию убытку. Оно и понятно. Во-первых, на выплату претендует «зачинщик» происшествия. А во-вторых, не ясно, какая сумма полагается ему в подобной ситуации, поскольку виновность нарушителя может быть разной. Инспектор ДПС не устанавливает уровень ответственности столкнувшихся водителей, а страховщик тем более не компетентен в этом.

Что предусмотрено законом?

Законом об ОСАГО предусмотрена статья, где говорится о похожих случаях (ст.12, п.22). Она гласит, что сумму компенсации при «обоюдке» рассчитывают, исходя из  степени виновности участников аварии, которую определяет суд.

Вроде бы все понятно, но далее по тексту говорится: «если степень вины участников ДТП судом не установлена», то страховщик выплачивает компенсацию в равных долях. Благодаря этой формулировке и возникают разночтения.

Судебный орган может не определить вину водителя в двух случаях:

  • водители не обращались в суд по данному вопросу;
  • судьи не смогли установить степень участия виновных в ходе разбирательств.

В целом обе изложенные позиции удовлетворяют требованиям статьи 12 Закона об ОСАГО, однако каждая из них имеет своих адептов. Одни говорят, что не обращение в суд должно быть сформулировано как «судом не устанавливалась». А выражение «судом не установлена» трактуется как рассмотрение спорной ситуации, при котором судьи не смогли определить степень вины участников аварии.

Итак, законом предусмотрены судебные расследования при обоюдной вине водителей в дорожном происшествии, так как иные версии не оговорены.

Другая часть правоведов настаивает на обязанности страховых компаний компенсировать 50% ущерба пострадавшим без обращения владельца транспортного средства в суд. Как аргумент приводится, к примеру, список документов для возмещения ущерба. Его определяют Правила, где не указана обязанность компаний требовать сверхнормативные бумаги от клиентов. К тому же, ни о каком судебном решении там речи не идет.

Позиция надзорных органов

По правилам расставить все точки над «i» должны все те, кто контролирует сферу ОСАГО, то есть Центробанк России и РСА. Но складывается впечатление, что они сами не знают порядка действий в данной ситуации.

Не так давно, в июне этого года в телефонном разговоре один из представителей ЦБ РФ не смог ответить на заданный вопрос по теме «обоюдки». Он пояснил, что этих сведений его структура не имеет, а для более точного ответа лучше обратиться в РСА.

Оператор «горячей линии» Союза объяснил, что в случаях совместной вины водителей вопрос о выплате и сумме возмещения ущерба решает страховщик. И если он отказывает в 50%-й компенсации, следует обращаться в суд. Такой подход компании не нарушает требований закона.

А вот руководитель офиса РСА в Северо-Западном ФО был не настолько однозначен. В своем письме по электронной почте он подтвердил позицию ВС РФ, которая противоречит телефонной консультации.

Мнение Верховного Суда

Действительно, постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 четко разъясняет  порядок возмещения ущерба. В пункте 21 прописано, что в случае обоюдной вины водителей в ДТП законом предусмотрено следующее:

  • лицо, претендующее на страховое возмещение, имеет право его получить.
  • страховые компании компенсируют ущерб в равных долях.

А значит, каждый автовладелец получит половину от суммы причиненного ущерба. Те страхователи, которых не устраивает данная позиция, могут взыскать дополнительную выплату через суд.

Если истец выиграет дело, судебный орган установит степень виновности участников аварии и взыщет недостающую сумму со страховщика. При этом штрафные и другие виды санкций на компанию не налагаются.