Рост компенсаций изменит стоимость ОСАГО

Четырехкратное увеличение сумм возмещения ущерба жизни и здоровью пострадавших в ДТП (до 2 000 000 руб.), которое начнется в январе 2020 г. согласно плану реформирования ОСАГО, вызовет подорожание «автогражданки» на 15%.

Помимо этого расширится тарифный коридор из-за отмены коэффициентов мощности и региона регистрации авто. Минфин отреагировал на данный тренд и заявил: если тарифы страховщиков полезут вверх, то либерализация ОСАГО завершится.

Споры о динамике расценок на страховку разгорелись в ходе работы профильной комиссии в первый день Международного конгресса финансистов. По мнению научного сотрудника Правительственного финансового университета А. Языкова расширенные рамки страхового возмещения ущерба жизни и здоровью в пределах 2 млн. руб. аналогичны компенсации в других видах страхования по потере главного кормильца. Это никак не повлияет на тарифы. Рост будет несущественным, но ощутимым – около 15-ти процентов, подытожил эксперт.

Напомним, что 11-го июля Госдума рассмотрит изменения в ОСАГО, предложенные Минфином для реализации реформ «автогражданки». Проектом предусмотрено увеличение выплат пострадавшим в ДТП на возмещение ущерба, причиненного здоровью, с 500 000 до 2 00 000 руб. в 2020 году.

С 01.01.2020 из стоимости полиса исключат территориальный коэффициент, который может вдвое повышать цену страховки. А в октябре того же года отменят индекс мощности автомобиля, из-за чего ОСАГО дорожало в 1,6 раз.

Для восполнения отмены этих коэффициентов страховым компаниям позволят увеличить лимит тарифов на 40% и 30% поочередно. Сегодня данный коридор ограничен Центробанком в пределах 2746-4942 руб.

По словам заместителя главы Минфина А. Моисеева, при ощутимом нарастании тарифов ведомство свернет проект ОСАГО. «Мы же не скажем людям, что затеяли либерализацию в целях обогащения страховых компаний»,— заявил чиновник. – Сегодня автовладельцы в среднем платят больше, чем положено».

Причина этого – отсутствие индивидуализации тарифов. По мнению гендиректора СПАО «Ингосстрах» М. Волкова, 85% страхователей переплачивают за полис по вине недобросовестных водителей. Под повышение тарифов попадут остальные 15% собственников ТС.

Представители компаний заверили, что не стоит ожидать тотального удорожания ОСАГО. «Если бы возникла необходимость максимального скачка расценок, лидеры рынка уже установили бы вершину коридора в бездоходных регионах, – сказал руководитель СПАО «РЕСО-Гарантия» Д. Раковщик.— Однако этого не происходит, мы не стремимся к максимальной прибыли любой ценой и где угодно».

По убеждению И. Юргенса (Президента РСА), не стоит воспринимать всерьез прогнозы о резких скачках цен или повальном удешевлении тарифов из-за конкуренции страховщиков, так как сейчас даже в сложных областях (Ростовской, Волгоградской, Краснодарском крае и др., всего таких 21) никто не поднял планку до «вершины коридора». «Уверен, что при достижении красной черты люди перестанут покупать страховку», закончил он.

С коллегой согласился П. Шкуматов (лидер движения «Синие ведерки»): «Если тариф поднимется в разы, рисковые категории будут ездить без автогражданки».

Специалисты рынка считают, что текущая реформа автострахования открывает просторы для мошенников. «Печально, если шарлатаны выберут для махинаций сегмент ущерба жизни (здоровью) – размышляет М. Волков, – при запуске ОСАГО высокий риск противоправных действий был здесь».

По статистическим данным РСА уже отмечен рост данных выплат. По их мнению, тенденция наметилась еще в 2018-м во время повышения компенсаций за ущерб здоровью (жизни) в самых проблематичных регионах. В этих городах средняя выплата – примерно 120 000 руб. (проводится Союзом автостраховщиков вместо компаний, покинувших рынок ОСАГО), что превышает показатель по стране в 2 раза. Причем её увеличение отмечено по травмам из-за ДТП.